7нот
ГЛАВНАЯ Теория Гитара Фортепиано Ударные Архив Виолончель Контрабас
Аранжировка Гармония Импровизация Аккордеон Ноты Кларнет
АРАНЖИРОВКА
Лекции
Что такое аранжировка
Инструментовка
Фактура
Мелодия
О гармонии
Стиль
Клавишные
Хроматические ударные, органы
Гитары
Басы
Струнные
Струнные (продолжение)
Групповые
Медные духовые
Деревянные духовые
Электронные
Общий обзор
"Раздувание"
"Винегрет"
Полезные "мелочи"
Звукоподражание
Практика
Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Часть 5
Часть 6
Приложения
Список инструментов midi
Список ударных midi




Приемы обработки музыки

Дмитрий Низяев

Еще одну встречу посвятим всяким рекомендациям по использованию средств MIDI при обработке музыки. У меня найдется несколько рекомендаций относительно самых разных аспектов музицирования на компьютере. Что-то исходит из привычек и вкусов, что-то - выделено из учебников, что-то подслушано или усвоено по советам опытных людей. Я не знаю, как классифицировать, разделить на темы весь этот ворох советов, поэтому просто выложу их Вам в виде коллажа (или, будем честными, "винегрета") в надежде, что Вы сами выудите то, что Вам покажется ценным. Договорились? Кушаем винегрет.

Такой совет. Когда Вы уже расписали партии всех инструментов, расставили исполнительские штрихи - приходит пора расставлять эти звуки в пространстве. С этим проблем быть не должно, поскольку почти все тембры имеют традиционное расположение на сцене. Только электронные таких традиций лишены (или свободны от них - это уж как относиться, знаете ли). Хочется только обратить Ваше внимание на одну вещь: ширина сцены слева-направо отнюдь не эквивалентна ширине стереобазы. Представьте себе, если первые скрипки сидят с точки зрения слушателя, левее всех в оркестре, то ведь Вашим ушам во время концерта вполне доступны звуки еще левее скрипок, верно? Сценой мир не кончается, есть еще кулиса, соседи по креслам слева, балкон, боковая стена зала и даже может что-то доноситься из-за самой стены.

Или подойду с другой стороны: любой звук (как мы уже заметили на прошлой встрече) неизбежно содержит акустику, эхо - словом, ощущение какого-то объема, в котором этот звук живет. И если источник находится внутри помещения, то, естественно, акустическая картина должна окружать исходный звук. Поэтому, даже если скрипки сидят у самой стены, все равно, звук отражается от стены, и это отражение мы воспринимаем еще левее. Вот.

Если Вы поставите регулятор Pan на нуль, до упора, то Ваша звуковая карта просто не будет давать сигнала в правую колонку, совсем. И звук станет монофоническим, плоским. Даже полное включение реверберации этого не исправит. А какой нам интерес в скрипках, которые находятся слева, но при этом звучат монофонически?

К чему я веду это все: никогда при размещении Ваших инструментов в стереобазе не используйте края панорамы. Это - привилегия Ваших же вспомогательных эхо-треков и запас простора для работы аппаратной реверберации. Каков этот запас, я думаю, зависит от Вашей техники, колонок, наушников и так далее. Мои привычки сложились так, что самый левый край сцены (или просто рабочего пространства, если даже имеется в виду не концертный зал) находится в положении Pan = 25-30 пунктов. Ну, и правая граница - симметрично, около 100. А за этими пределами "хозяйничают" исключительно акустические эффекты, отражения.

Дальше. Нет ли у Вас хулиганского желания пойти против течения моды? В данном случае я имею в виду ритм. Чем дальше продвигается современное развитие музыки (по крайней мере, музыки "несерьезной", шлягеровой), тем заметнее эдакая "рекламная" тенденция сочинителей: посильнее возбудить, взбудоражить слушателя. А поскольку в нашем "рекламном" мире считается, что средний человек глуп и бездушен, то никто не пытается "зацепить" его за нежные, теплые стороны его души. Проще и дешевле воздействовать на инстинкты - эротика, агрессия и т.п. Поэтому нынче создаются или песни все более сексуальные, несущие все меньше МЫСЛИ, или песни все более ритмичные. Уже давно партия ударных имеет в песнях самую большую, "сольную" громкость, даже певец отодвинулся на второй план. Не замечали? А понаблюдайте-ка за индикатором уровня на магнитофоне, на что он реагирует сильнее: на певца или на барабан! Такова мода, созданная коммерцией. Такую музыку писать дешевле, это легкий способ зомбирования публики и создания рейтинга, а значит - денег. Ой, что-то я опять разошелся... Вернусь к началу абзаца: нет ли у Вас желания пойти против течения?

Для тех, кто хочет выйти из этого порочного круга и поискать сильных воздействий в другом направлении, предлагаю один из множества возможных приемов. Способ "от противного": если традиционно стремятся обогатить и усилить ритм, экономя на гармонии, то не стоит ли попробовать убрать ритм совсем, и вместо этого вдвое-вдесятеро увеличить качество гармонизации? Но просто выключить ударник - это полдела, потому что смена аккордов в аккомпанементе все равно имеет некоторый ритм. При небольшом воображении его нетрудно "услышать" мысленно, достроить барабанную партию по моментам смены аккордов, понимаете? Поэтому предлагаю скрыть от слушателся даже эти моменты с помощью "наплывания" гармоний друг на друга. Этим приемом широко пользовались небезызвестные англичане - "Pink Floyd".

Проиллюстрируем-с. Берем последовательность аккордов, выдуманную, что называется, "от фонаря" (пример). Обычный, "серый" сочинитель, недолго думая, припишет сюда ритм (пример). Или какой-нибудь другой (пример). Ему и в голову не придет, что можно без этого обойтись вовсе. А мы пойдем в противоположную сторону. Тут два способа "замазать" метрическую пульсацию. Либо воспользоваться методом Баха - превращать один аккорд в другой, перемещая их звуки поочередно, неодновременно (пример). Перемещать нотки лучше всего именно так, как в данном примере - вне метрической сетки, свободно и рассеянно. Можете услышать, как ритм смены аккордов затушевывается, а сами аккорды начинают как бы переливаться и поблескивать. Либо можно взять пример все с тех же Pink Floyd - позволить аккордам "всплывать" друг сквозь друга (пример). Для этого аккордовое сопровождение (то есть, исключая мелодию) копируем в два MIDI-трека, назначаем два разных канала. Потом в одном из них стираем четные аккорды, в другом - нечетные. Потом расширяем все звуки во времени - чтобы они начинались на пару секунд раньше, чем нужно, и настолько же позже заканчивались. Наконец, эти избыточные кусочки времени снабжаем плавными движениями регуляторов Volume, чтобы угасание одного аккорда в течение одной-двух секунд накладывалось на "всплывание" другого

После такой доработки ритмическая роль волей-неволей перейдет к солирующей партии (попробуйте-ка, отключив мелодию, уловить ушами моменты смены аккордов в этом примере! Не выйдет!), либо можно даже снова включить ударную группу, только мягкую, без напора (пример). Согласитесь, такая песня приобретет какие-то новые очертания, станет необычной, непохожей, а значит - Вы проявили себя на фоне масс...

Нелишним будет предложить Вам и еще одно применение технологии "наплывания". Смешиваться таким образом могут не только ноты и аккорды, но и целые пласты фактуры, а то и целые "музыки". Эта идея послужит Вам отличную службу, когда понадобится "живописать" смешанные чувства, нереальность, сон, галлюцинацию. Или если Ваш замысел включает необходимость намекнуть или напомнить слушателю о чем-то давно ему знакомом.

Альфред Шнитке, например, вовсю пользуется идеей цитирования всем известных мелодий, попутно перекрашивая их в гротескные, издевательские, шутливые или кошмарные оттенки. Просто берет мелодию Моцарта, выдирает из нее кусок и вставляет в свою музыку - и звучат сразу две музыки, два оркестра. Это придумано весьма психологично, так как наше с Вами мышление тоже аналогово, ассоциативно. Любое слово, впечатление, любая наша мысль привычно для нас вызывает целый каскад ассоциаций и воспоминаний, из которых и складывается наше состояние и наша реакция. Так и Шнитке вынуждает слушателя плутать среди противоречивых намеков и испытывать те чувства, которые лично у него ассоциируются с ними. Поэтому каждый получает свое, не запрограммированное музыкой, впечатление - чем Вам не оружие?

Сядьте, расслабьтесь, закройте глаза - словом, проделайте традиционную подготовку для медитации или гипноза. Уловите свое состояние, свои боли и желания, вспомните то, что вспомнится первым. Соберите в кучу все обрывки мыслей и образов, мелькающие перед глазами - это ведь составные части Вашего настроения, которое нужно отобразить звуками. И попробуйте теперь записать все эти обрывки и клочки ассоциаций в одну "упаковку". По принципу коллажа, аппликации. И воспользуйтесь технологией "наплывания". Пусть Ваши воспоминания ложатся на "холст" расплывчатыми пятнами. Конкретность ни к чему, ведь Вы цитируете давно знакомые вещи. Слушателю достаточно намекнуть, дать ему полсекунды на "узнавание" каждого намека - и уводите его дальше. И слушатель будет вынужден испытать Ваше состояние вслед за Вами - ему и деться будет некуда...

Прием тот же, что и с гармоническим "наплыванием": плавное нарастание одного материала в то время, пока другой сходит на нет (пример).