7нот
ГЛАВНАЯ Теория Гитара Фортепиано Ударные Архив Виолончель Контрабас
Аранжировка Гармония Импровизация Аккордеон Ноты Кларнет
АРАНЖИРОВКА
Лекции
Что такое аранжировка
Инструментовка
Фактура
Мелодия
О гармонии
Стиль
Клавишные
Хроматические ударные, органы
Гитары
Басы
Струнные
Струнные (продолжение)
Групповые
Медные духовые
Деревянные духовые
Электронные
Общий обзор
"Раздувание"
"Винегрет"
Полезные "мелочи"
Звукоподражание
Практика
Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Часть 5
Часть 6
Приложения
Список инструментов midi
Список ударных midi


Lpg лазерная эпиляция куркино Косметология Primae.



Приемы обработки музыки

Дмитрий Низяев

Еще одну встречу посвятим всяким рекомендациям по использованию средств MIDI при обработке музыки. У меня найдется несколько рекомендаций относительно самых разных аспектов музицирования на компьютере. Что-то исходит из привычек и вкусов, что-то - выделено из учебников, что-то подслушано или усвоено по советам опытных людей. Я не знаю, как классифицировать, разделить на темы весь этот ворох советов, поэтому просто выложу их Вам в виде коллажа (или, будем честными, "винегрета") в надежде, что Вы сами выудите то, что Вам покажется ценным. Договорились? Кушаем винегрет.

Такой совет. Когда Вы уже расписали партии всех инструментов, расставили исполнительские штрихи - приходит пора расставлять эти звуки в пространстве. С этим проблем быть не должно, поскольку почти все тембры имеют традиционное расположение на сцене. Только электронные таких традиций лишены (или свободны от них - это уж как относиться, знаете ли). Хочется только обратить Ваше внимание на одну вещь: ширина сцены слева-направо отнюдь не эквивалентна ширине стереобазы. Представьте себе, если первые скрипки сидят с точки зрения слушателя, левее всех в оркестре, то ведь Вашим ушам во время концерта вполне доступны звуки еще левее скрипок, верно? Сценой мир не кончается, есть еще кулиса, соседи по креслам слева, балкон, боковая стена зала и даже может что-то доноситься из-за самой стены.

Или подойду с другой стороны: любой звук (как мы уже заметили на прошлой встрече) неизбежно содержит акустику, эхо - словом, ощущение какого-то объема, в котором этот звук живет. И если источник находится внутри помещения, то, естественно, акустическая картина должна окружать исходный звук. Поэтому, даже если скрипки сидят у самой стены, все равно, звук отражается от стены, и это отражение мы воспринимаем еще левее. Вот.

Если Вы поставите регулятор Pan на нуль, до упора, то Ваша звуковая карта просто не будет давать сигнала в правую колонку, совсем. И звук станет монофоническим, плоским. Даже полное включение реверберации этого не исправит. А какой нам интерес в скрипках, которые находятся слева, но при этом звучат монофонически?

К чему я веду это все: никогда при размещении Ваших инструментов в стереобазе не используйте края панорамы. Это - привилегия Ваших же вспомогательных эхо-треков и запас простора для работы аппаратной реверберации. Каков этот запас, я думаю, зависит от Вашей техники, колонок, наушников и так далее. Мои привычки сложились так, что самый левый край сцены (или просто рабочего пространства, если даже имеется в виду не концертный зал) находится в положении Pan = 25-30 пунктов. Ну, и правая граница - симметрично, около 100. А за этими пределами "хозяйничают" исключительно акустические эффекты, отражения.

Дальше. Нет ли у Вас хулиганского желания пойти против течения моды? В данном случае я имею в виду ритм. Чем дальше продвигается современное развитие музыки (по крайней мере, музыки "несерьезной", шлягеровой), тем заметнее эдакая "рекламная" тенденция сочинителей: посильнее возбудить, взбудоражить слушателя. А поскольку в нашем "рекламном" мире считается, что средний человек глуп и бездушен, то никто не пытается "зацепить" его за нежные, теплые стороны его души. Проще и дешевле воздействовать на инстинкты - эротика, агрессия и т.п. Поэтому нынче создаются или песни все более сексуальные, несущие все меньше МЫСЛИ, или песни все более ритмичные. Уже давно партия ударных имеет в песнях самую большую, "сольную" громкость, даже певец отодвинулся на второй план. Не замечали? А понаблюдайте-ка за индикатором уровня на магнитофоне, на что он реагирует сильнее: на певца или на барабан! Такова мода, созданная коммерцией. Такую музыку писать дешевле, это легкий способ зомбирования публики и создания рейтинга, а значит - денег. Ой, что-то я опять разошелся... Вернусь к началу абзаца: нет ли у Вас желания пойти против течения?

Для тех, кто хочет выйти из этого порочного круга и поискать сильных воздействий в другом направлении, предлагаю один из множества возможных приемов. Способ "от противного": если традиционно стремятся обогатить и усилить ритм, экономя на гармонии, то не стоит ли попробовать убрать ритм совсем, и вместо этого вдвое-вдесятеро увеличить качество гармонизации? Но просто выключить ударник - это полдела, потому что смена аккордов в аккомпанементе все равно имеет некоторый ритм. При небольшом воображении его нетрудно "услышать" мысленно, достроить барабанную партию по моментам смены аккордов, понимаете? Поэтому предлагаю скрыть от слушателся даже эти моменты с помощью "наплывания" гармоний друг на друга. Этим приемом широко пользовались небезызвестные англичане - "Pink Floyd".

Проиллюстрируем-с. Берем последовательность аккордов, выдуманную, что называется, "от фонаря" (пример). Обычный, "серый" сочинитель, недолго думая, припишет сюда ритм (пример). Или какой-нибудь другой (пример). Ему и в голову не придет, что можно без этого обойтись вовсе. А мы пойдем в противоположную сторону. Тут два способа "замазать" метрическую пульсацию. Либо воспользоваться методом Баха - превращать один аккорд в другой, перемещая их звуки поочередно, неодновременно (пример). Перемещать нотки лучше всего именно так, как в данном примере - вне метрической сетки, свободно и рассеянно. Можете услышать, как ритм смены аккордов затушевывается, а сами аккорды начинают как бы переливаться и поблескивать. Либо можно взять пример все с тех же Pink Floyd - позволить аккордам "всплывать" друг сквозь друга (пример). Для этого аккордовое сопровождение (то есть, исключая мелодию) копируем в два MIDI-трека, назначаем два разных канала. Потом в одном из них стираем четные аккорды, в другом - нечетные. Потом расширяем все звуки во времени - чтобы они начинались на пару секунд раньше, чем нужно, и настолько же позже заканчивались. Наконец, эти избыточные кусочки времени снабжаем плавными движениями регуляторов Volume, чтобы угасание одного аккорда в течение одной-двух секунд накладывалось на "всплывание" другого

После такой доработки ритмическая роль волей-неволей перейдет к солирующей партии (попробуйте-ка, отключив мелодию, уловить ушами моменты смены аккордов в этом примере! Не выйдет!), либо можно даже снова включить ударную группу, только мягкую, без напора (пример). Согласитесь, такая песня приобретет какие-то новые очертания, станет необычной, непохожей, а значит - Вы проявили себя на фоне масс...

Нелишним будет предложить Вам и еще одно применение технологии "наплывания". Смешиваться таким образом могут не только ноты и аккорды, но и целые пласты фактуры, а то и целые "музыки". Эта идея послужит Вам отличную службу, когда понадобится "живописать" смешанные чувства, нереальность, сон, галлюцинацию. Или если Ваш замысел включает необходимость намекнуть или напомнить слушателю о чем-то давно ему знакомом.

Альфред Шнитке, например, вовсю пользуется идеей цитирования всем известных мелодий, попутно перекрашивая их в гротескные, издевательские, шутливые или кошмарные оттенки. Просто берет мелодию Моцарта, выдирает из нее кусок и вставляет в свою музыку - и звучат сразу две музыки, два оркестра. Это придумано весьма психологично, так как наше с Вами мышление тоже аналогово, ассоциативно. Любое слово, впечатление, любая наша мысль привычно для нас вызывает целый каскад ассоциаций и воспоминаний, из которых и складывается наше состояние и наша реакция. Так и Шнитке вынуждает слушателя плутать среди противоречивых намеков и испытывать те чувства, которые лично у него ассоциируются с ними. Поэтому каждый получает свое, не запрограммированное музыкой, впечатление - чем Вам не оружие?

Сядьте, расслабьтесь, закройте глаза - словом, проделайте традиционную подготовку для медитации или гипноза. Уловите свое состояние, свои боли и желания, вспомните то, что вспомнится первым. Соберите в кучу все обрывки мыслей и образов, мелькающие перед глазами - это ведь составные части Вашего настроения, которое нужно отобразить звуками. И попробуйте теперь записать все эти обрывки и клочки ассоциаций в одну "упаковку". По принципу коллажа, аппликации. И воспользуйтесь технологией "наплывания". Пусть Ваши воспоминания ложатся на "холст" расплывчатыми пятнами. Конкретность ни к чему, ведь Вы цитируете давно знакомые вещи. Слушателю достаточно намекнуть, дать ему полсекунды на "узнавание" каждого намека - и уводите его дальше. И слушатель будет вынужден испытать Ваше состояние вслед за Вами - ему и деться будет некуда...

Прием тот же, что и с гармоническим "наплыванием": плавное нарастание одного материала в то время, пока другой сходит на нет (пример).