7нот
ГЛАВНАЯ Теория Гитара Фортепиано Ударные Архив Виолончель Контрабас
Аранжировка Гармония Импровизация Аккордеон Ноты Кларнет
АРАНЖИРОВКА
Лекции
Что такое аранжировка
Инструментовка
Фактура
Мелодия
О гармонии
Стиль
Клавишные
Хроматические ударные, органы
Гитары
Басы
Струнные
Струнные (продолжение)
Групповые
Медные духовые
Деревянные духовые
Электронные
Общий обзор
"Раздувание"
"Винегрет"
Полезные "мелочи"
Звукоподражание
Практика
Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Часть 5
Часть 6
Приложения
Список инструментов midi
Список ударных midi


Онлаи факторинг www.factorings.ru.



Звукоподражание

Дмитрий Низяев

Помню, когда мы уже отучились четыре курса училища на отделении теории музыки, съели вместе полтонны соли, разобрали по косточкам не только кучу разной музыки, но и подсознательные мироощущения таких разных авторов из таких разных эпох, мы чувствовали себя такими маститыми и мудрыми, что воспринимали все окружающее как суету, снисходительно. И на одном из последних уроков, когда все было уже пройдено и прожевано до конца, мы просто вживались в роль выпускников, готовили себя к великому стрессу госэкзаменов и подчищали последние вопросы и пробелы в голове, наш Мастер внезапно спросил нас - "А что такое музыка?" Наступила шоковая тишина, после которой мы дружно расхохотались. Куда только спесь подевалась! Ученые головы, дипломники! Так же смешно бывает, когда электронщик облазит с тестером все недра схемы в поисках наводок и разбалансов всяких, выскажет перлы глубокомыслия и учености - а потом обнаружит, что просто предохранитель сгорел…

Как бы глубоко Вы ни забрались в познании и мастерстве, сколь бы космические чувства Вы ни рисовали в Вашей музыке, не забывайте в то же время иногда возвратиться к поверхности, к штепселю, так сказать. Спросите себя простыми словами - что Вы создаете сейчас? Что такое музыка? А ведь это просто звук, и ничего более! При всех своих психологических свойствах и драматургических изысках - это ведь не более, чем звук! Вы пишете звуки и пытаетесь внушить абстрактному слушателю некие чувства с их помощью.

В живописи тоже можно анализировать. Можно трактовать о центре тяжести полотна, о прозрачности теней, о социально-исторических связях героев и так далее. Но ведь "Черный квадрат" - тоже искусство. Если в него тщательно и достаточно долго вглядеться - он внушит Вам не меньше эмоций и ассоциаций, чем роскошный Рембрандт. Или возьмите простой цветовой фон. Ведь просто ярко-синее поле и дымчато-розовое поле - они ведь несут Вам настроение, и весьма разное…

Итак, просто звук. "Просто Щелкунчик", хе-хе. По аналогии с Малевичем, мы можем, мы имеем право (а что? Кто запретит?) живописать требуемое чувство и немузыкальным звуком, используя и немузыкальные тембры. Весь вопрос, на что употребить эти средства - ну, тут Вам никакие уроки не указ. Вы подарите миру только то, что содержите сами… а наше дело - подсказать способ.

MIDI-формат при всей его, ставшей притчей во языцех, прямолинейности, тем не менее, способен на большее, чем мы привыкли. Конечно, множество эффектов можно синтезировать другими путями, но тогда Вы лишитесь преимуществ MIDI-редактируемости и компактности. Однако, многие неожиданные звуки можно получить и в MIDI.

Несколько примеров. Легче всего воспроизвести бульканье воды - это практически синусоидальный звук, быстро затухающий и быстро поднимающийся вверх (потому что пузырьки-то всплывают вверх). Делается это, естественно, с помощью колеса Weel, только с широким диапазоном (пример). Другой звук - всевозможные скрипы. Опять-таки, много движений колесом Weel, только тембр подбирается достаточно резкий и способный долго тянуть звук (пример). Замечу: примеры MIDI я даю Вам не столько для прослушивания, сколько для внимательного изучения под увеличением. Открывайте их в Вашем любимом редакторе, отслеживайте контроллеры, экспериментируйте с тембрами. Это изучение в данном случае заменит Вам чтение, а мне - написание - долгих рассуждений. Договорились? Вернемся к имитации скрипов. Тут можно долго подбирать "мелодию", Вы без труда сделаете эффектнее, чем в моем примере, главное - обнаружить для себя метод. Еще один звук, нередко полезный - звук взрыва. Немножко воображения: должен быть очень низкий удар, в котором нельзя уловить конкретной ноты, и затем - россыпь мелких беспорядочных ударчиков, как бы сыплющиеся камни. Верно? Берем низкий ударный тембр, к примеру, литавры, пишем громкую ноту в самом нижнем конце MIDI-диапазона и к ней прибавляем еще пару таких же нот, рядом лежащих. В столь низких звуках ни один гений не различит определенной высоты, гарантирую. Кроме того, во взрыве есть и относительно высокие шумы - дописываем другой ударный тембр (у меня - номер последний, "пистолет"), содержащий высокие призвуки. Но пишем его все равно довольно низко, иначе все услышат именно пистолет. Ну, а длительный камнепад вовсе необязательно создавать из множества мелких нот, ведь есть очень подходящий тембр - "аплодисменты". Тоже вносим его в виде дли-и-и-инной ноты глубоко внизу диапазона. Скрываем его "нерешительное" начало с помощью регулятора громкости, а после главного удара делаем медленное спадание громкости от полной до нулевой. Разве не похоже на хороший взрыв? (пример) (Вы только не забудьте добавить на усилителе низкие частоты и посмотрите, как будут двигаться диффузоры Ваших динамиков. У меня даже на наушниках они извиваются, как живые!) Еще пример звукоподражания, частенько бывает полезен при "рисовании" урбанизированной современности - звук работающего двигателя. Вы ездили на старых дизель-поездах? Помните, как тепло и мягко звучит их мощный двигатель? Ну, а MIDI имеет, к Вашему сведению, октаву номер "ноль", где почему-то никто никогда не пишет нот. Добрая половина тембров стандартного списка в этой октаве сымитирует Вам разнообразные двигатели (пример). Похоже, как Вы считаете? А можно добавить еще и неритмичный лязг вагонных сцепок, омерзительные визги всяких металлических суставов, валторновый басовый гудок, угрожающе приближающийся прямо Вам в лицо… А прислушайтесь только, какие умопомрачительные "сбивки" этот поезд вытворяет, проходя через стрелку! Сногсшибательные! А когда идет по железному мосту! А когда внезапно вторгается в другом темпе чуждый ритм встречного поезда - какой шок для аудитории!

Словом, идея Вам ясна: нужно стараться мыслить и слышать мир шире, чем просто "ноты-инструменты". Ваша епархия - не только то, что все привыкли называть музыкой, а вообще все во вселенной, что способно звучать. Вы - художники звука. Ну, создание законченных произведений только лишь средствами звукоподражания - это, конечно, крайность. Но эти навыки все равно могут прекрасно обогатить Ваши музыкальные композиции, создать атмосферу, провести как бы вторую сюжетную линию в пьесе. Шаги, дыхание, помехи, призвуки, шум ветра, пение птиц, звуки города и моря - все это тоже инструменты для Вас. Ведь что такое музыка? Это просто звук. Кто такой композитор? Это художник, который внушает или рассказывает звуком. А сколько звуков может он использовать для этого? Сто двадцать восемь плюс бесконечность!

Итак-с, главный совет дня: внимательнее слушайте мир. Приучите себя почаще закрывать глаза и слушать - мир полон музыки, никем не написанной, впитывайте ее!