7нот
ГЛАВНАЯ Теория Гитара Фортепиано Ударные Архив Виолончель Контрабас
Аранжировка Гармония Импровизация Аккордеон Ноты Кларнет
АРАНЖИРОВКА
Лекции
Что такое аранжировка
Инструментовка
Фактура
Мелодия
О гармонии
Стиль
Клавишные
Хроматические ударные, органы
Гитары
Басы
Струнные
Струнные (продолжение)
Групповые
Медные духовые
Деревянные духовые
Электронные
Общий обзор
"Раздувание"
"Винегрет"
Полезные "мелочи"
Звукоподражание
Практика
Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Часть 5
Часть 6
Приложения
Список инструментов midi
Список ударных midi


Частный эвакуатор. Много машин!


Полезные "мелочи"

Дмитрий Низяев

Продолжаем накапливать в голове ту сотню-другую мелочей, которая в сумме создаст у Ваших слушателей ощущение Вашего мастерства. Все эти мелочи очевидны настолько, что Вы наверняка удивляетесь, чего ради мы тут это мусолим. Однако почему-то никто эти очевидности не пишет в своих MIDI-партитурах, отчего они звучат так механично и безразлично. Наверно, это происходит оттого, что мы слишком увлекаемся нотным текстом и забываем, что ноты - это условность, символ. В жизни-то их исполнение всегда искажает реальные длительности, громкости, тембры. Припомним некоторые из этих искажений. Повторю: все это очевидно и Вы сами давно все это знаете. Требуется только обратить Ваше внимание на эти искажения и учитывать их при записи партитуры.

Очевидно, например, что длительности нот при исполнении практически никогда не соотвтствуют длительностям в тексте. При пении (как мы это уже обсудили чуть раньше) согласные звуки отнимают время у гласных. Добавьте сюда довольно большие паузы для дыхания и от лени - и выходит, что звучат ноты едва ли не вдвое короче, чем записываются. Если даже мелодия не поется, а играется на инструменте, которому не нужны никакие передышки - тогда длительности искажаются под влиянием различных штрихов: non legato или marcato сокращает их где-то на четверть длины, если не наполовину; staccato - раз в пять-десять. Вот ноты недавно слышанной нами "Неаполитанской песенки"

Если такую запись просто воспроизвести в MIDI, то прозвучит она прямо-таки тупо, даже оскорбительно: (пример). Что с этим можно поделать? А просто настроиться на "итальянский" лад, танцевальность, кокетливость - словом, на эмоциональное содержание мелодии. Тогда Вы безо всяких рассуждений почувствуете, какими штрихами эту мелодию следует раскрасить. Группа из четырех шестнадцатых, например, ну никак не должна играться прямолинейно, "та,та,та,та". Намного "воображалистее", женственнее будет сыграть первые две ноты legato, а вторые две - staccato, "та-ра,та,та". Это, кажется, не вызовет спора? Так почему бы не перенести это в Вашу запись? Ведь Вы пишете отнюдь не ноты, а фонограмму!

Тогда первая нота в этой группе должна тянуться вплоть до начала следющей (а то и чуть дальше), две последние нотки нужно сделать коротенькими, меньше четверти от их формальной длины - это будет staccato. И вторая нотка, которая заканчивает лигу - тоже должна быть стаккатной, тогда эта лига проявится ярче. Дальше, везде, где в тексте стоят две четвертных длительности, просто самой манерой танца требуется, просится то, что немцы называют "люфтом". То есть, "воздух", вздох, просвет. Сделайте первую четверть кратчайшей по звучанию, а вторую, напротив, продлите немножко дальше тактовой черты - получится вроде как прыжок с замирающим дыханием и мягкое приземление с приседанием. В результате прозвучит уже танец: (пример). Танец, главной "изюминкой" которого будет контрастное сочетание приседаний и бега "на цыпочках", улыбка, кокетство. Вот Вы и добиваетесь самой неподдельной эмоции, не прибегая ни к фантастическим тембрам, ни к сложным ритмам, ни к большому числу треков.

Итого: в любой мелодии всегда есть некий набор, палитра штриховых приемов, манера исполнения. Эта манера легко передается через MIDI-протокол посредством исключительно длительности звуков. Поэтому не ленитесь, отключайте при записи нот все выравнивания и квантизации в редакторах. Конечно, это получится долго и кропотливо, но позвольте Вам напомнить мысль из самой первой нашей встречи: цена любого произведения (не обязательно искусства) ВСЕГДА пропорциональна затраченному труду. Минута хорошей музыки требует месяца добросовестного труда.

Еще одна мелочь из исполнительского арсенала: ритмический рисунок тоже подвержен искажениям при прочтении нот. Например, пунктирный ритм (восьмая с точкой - шестнадцатая, или четверть с точкой - восьмая) может быть более пунктирным или менее, смотря по эмоции. Когда нужно создать "ленивость", манерность, томность и прочие чувства расслабяющего свойства, пунктиры исполняются смягченно, ближе к триольной сетке. То есть, короткие ноты становятся длиннее, а длинные - короче (пример). Вообще закономерность такова: чем больше физической энергии Вы хотите заложить в Вашу музыку, тем сильнее ноты "стягиваются" к долям такта, а чем больше Вам нужно расслабленности и свободы - тем больше звуки рассредоточиваются в пространстве между долями. Заметьте, все это никак не отражается в записи на бумаге - только при исполнении, даже исполнении одной и той же партитуры.

Дальше. Темп тоже не является абсолютом - это очевидно. Конечно, я не беру в расчет музыку, которая строится вокруг ритмической железобетонной сетки ударных инструментов (к несчастью, сегодня только такая музыка и звучит). Я имею в виду музыку эмоциональную, рисующую, внушающую живые человеческие чувства, а не гипнотизирующую ритмом. Возьмите любой пример, где бас-барабан НЕ солирует, проще говоря, не танцевальную музыку (пример). Понаблюдайте в этом примере за темпом с помощью какого-нибудь редактора: параметр не остается неподвижным ни на миг. А между тем в нотах подразумевается конкретный темп, все его колебания появляются в музыке уже при исполнении и диктуются как традициями романтической школы, так и ассоциациями с естественной интонацией речи. И чтобы эти эмоциональные движения "выписать" подробно в MIDI-партитуре, нужно просто повариться в атмосфере такой, искренней, музыки не одну сотню часов. Играя ли своими руками, вслушиваясь ли в чье-то исполнение - все равно. Нужно вжиться и нужно заставлять себя быть искренним и ранимым. Можно, конечно, все замедления и ускорения проанализировать - и не сомневайтесь, каждому из них есть веские причины! - но такое занятие сведет к нулю сам смысл "движений души", рисуемых этой краской. Поэтому не стоит, просто заставьте себя стать нежными и теплыми. Бойтесь разучиться быть нежными. Сегодня модно выглядеть сильным и циничным, но... за эту моду приходится платить жизнью. Вы хотите остаться живыми?

Отлично, сменим немножко тему, чтобы никто нас не упрекнул в излишней "телячьей нежности". Всему - свое место. Я вовсе не враг ударных инструментов, просто очень уж обязательными они стали в любом сочинении - это стало стереотипом. Впрочем, нежность тоже не всегда уместна, бывает необходимо именно постучать, да погромче. Но ведь и ударные инструменты можно использовать по-разному. Они могут рисовать звук не хуже любых других инструментов.

Например, если бы Вы постарались забыть о традиционном и обязательном звучании малого барабана на четных долях Ваших песен, то поймали бы себя на том, что очень уж скучная у него партия. "бац-бац-бац..." всю дорогу. Несколько сотен абсолютно одинаковых ударов подряд - ну не стыдно ли это называть музыкой? Попробуйте оживить его игру. Например, можно предварить удар краткой дробью. Психлогически такой "ввод" в удар будет создавать ощущение широкого замаха, и тем самым усиливать действие самого удара. То есть, не так (пример). Собственно, все это справедливо и для других ударных. Экспериментируйте. Попробуйте вот сейчас, для разминки, "расскажите" барабаном - только одним барабаном - что-нибудь захватывающее, потом передайте "слово" хай-хэту. У того спектр красок еще шире. Пусть вся ударная установка у Вас поучаствует в "беседе", и пусть "говорящего" никто другой не перебивает, хотя бы поначалу. Пусть будет нарастание динамики, переменный темп, конфликт и т.д. - можно целую симфонию "настучать" таким образом. Я однажды на джазовом фестивале слышал такое соло на бас-барабане, что у всех челюсти отвисли: барабан ГОВОРИЛ и переживал неподдельно! Жаль, мне не под силу Вам это воспроизвести...

Ну, позвольте еще парочку "сепцприемов" для ударных. В MIDI-реализации частенько очень недостает красочности и качества сэмплов. К примеру, если большую тарелку использовать по прямому назначению - отметить самое центральное и самое напряженное место в пьесе - то на фоне разбушевавшегося оркестра ее звук (который на фоне тишины выглядит вроде ничего) получается каким-то жалким, плоским. И умирает сразу же, заглушается. А если приглядеться к волне самого сэмпла, то и глазами видно, что затухает этот звук очень уж быстро. Попробуйте раздвинуть его длину путем того же тремоло. То есть, предварите главный удар длинным тремоло с Velocity, возрастающим от нуля до половины, а после удара сделайте длинное затухающее тремоло. Причем тремоло должно быть достаточно быстрым, чтобы отдельные удары стали почти неразличимы. Получится то самый мощный "замах" перед ударом и рассыпчатое "эхо" после него - эффект получается много сильнее. Попробуйте сами!

Еще предложение. В одном из предыдущих уроков была подсказка, каким образом можно расширить диапазон колеса Weel хоть на десять октав. Сделайте это в 10-м MIDI-канале, а потом набросайте какое-нибудь выразительное соло для одного из ударных инструментов. Попробуйте теперь управлять параметром Weel во время звучания, сымитируйте разговорные интонации - эффект просто поразительный! Или можно, к примеру, заставить барабан прямо-таки "спеть" известную мелодию. Здесь Вы имеете такую невероятную свободу, какую нигде, кроме MIDI не найдете. Я умышленно не предлагаю звуковой иллюстрации к этому эксперименту - когда Вы попробуете это сделать сами, Вы получите совершенно неожиданное впечатление. Сюрприз будет!