7нот
ГЛАВНАЯ Теория Гитара Фортепиано Ударные Архив Виолончель Контрабас
Аранжировка Гармония Импровизация Аккордеон Ноты Кларнет
АРАНЖИРОВКА
Лекции
Что такое аранжировка
Инструментовка
Фактура
Мелодия
О гармонии
Стиль
Клавишные
Хроматические ударные, органы
Гитары
Басы
Струнные
Струнные (продолжение)
Групповые
Медные духовые
Деревянные духовые
Электронные
Общий обзор
"Раздувание"
"Винегрет"
Полезные "мелочи"
Звукоподражание
Практика
Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Часть 5
Часть 6
Приложения
Список инструментов midi
Список ударных midi


Плитка fap ceramiche meltin www.re-mart.ru.


Хроматические ударные, органы

Дмитрий Низяев

Продолжим разговор об инструментах. Номера 12-14 по моему списку имеют обобщенную структуру обычных клавишных, у них ноты расположены так же, как клавиши рояля - в два ряда - с отделением "черных" нот от "белых". Но вместо клавиш у них стоят бруски или пластины из хорошо просушенного, очень звонкого дерева (маримба, ксилофон) или легкого и упругого металла (вибрафон). Играют на них палочками с круглыми головками из дерева, эбонита или даже резины - смотря по ситуации. Вроде похоже на рояль, но в каждой руке музыканта только по одной (очень редко - по две) палочки. Разумеется, ни один виртуоз не сумеет замахиваться и ударять одной рукой слишком быстро, и мелкие ноты исполняются не иначе, как чередованием рук. Следовательно, на этих инструментах (кстати, они относятся к классу ударных, а не клавишных) играются только одноголосные мелодии или двухголосные тремоло. Им доступны достаточно быстрые темпы и очень хорошо слушаются сложнейшие ритмы, потому что начало звука хорошо выражено. Одноголосно ксилофон или маримба без труда играет практически в любом темпе (послушать). Если в мелодии попадается хоть небольшая задержка, нота длинее восьмушки, то ксилофон, у которого нота совсем не способна тянуться, вынужден прибегать к тремолированию на этой ноте (послушать). При написании MIDI такие тремоло следует изображать "неправильными" длительностями, т.е., к примеру, более мелкими, чем 1/16, но более крупными, чем 1/32. Главное, чтобы эти нотки не укладывались в доле такта по четыре, восемь и т.п., иначе они прозвучат как точно выписанный ритм, а не как свободная "дробь" палочками, понимаете? Кроме того, такие тремоло обычно играются на diminuendo с ярким ударом первой ноты.

Точно так же эта группа инструментов "справляется" и с исполнением медленных певучих мелодий. Если же мелодия ведется двухголосно, то и тремоло охватывает сразу две ноты поочередными ударами (послушать). Ну и конечно, шире используйте глиссандо (послушать) - его легко играть одним взмахом молоточка хоть через весь диапазон. По Velocity эти инструменты весьма богаты и могут выразить очень широкий круг эмоций. Очень хорошо на них звучат обычные в джазовой музыке внезапные акценты, выскакивающие в мелодиях в самые неожиданные моменты.

Немного выделяется в этой группе вибрафон. Как это видно из его имени, его звук способен вибрировать. Дело в том, что у него под звучащими металлическими пластинами расположены резонирующие стальные трубы, похожие на органные. А на верхних концах этих труб имеются заслонки, как в карбюраторе (извиняюсь за неожиданное сравнение). Когда такая заслонка открыта, труба резонирует, и звук получается более глубокий и длинный. И кроме того у вибрафона есть маленький электромоторчик, который может плавно вращать все эти заслонки одновременно. В результате звук при игре волнообразно меняет тембр и громкость. При создании MIDI-партии для вибрафона это можно имитировать тембровым вибрато, или (если Ваша карта этого не может) периодическими колебаниями громкости (Volume). Ну и если совсем лень вертеть ручки, то можно обойтись включением Modulation (частотного вибрато), но только не сильного, иначе музыка будет расползаться по швам. Помимо прочего, вибрафон имеет еще и педаль, поскольку металлические пластины имеют довольно солидную инерцию и звук их тянется долго. Поэтому под ними имеется фетровая глушащая подкладка, убираемая при нажатии педали. Вот, вроде все.

В этой же группе присутствуют колокола. Это П-образная стойка, на которой висит ряд толстых труб. Очень длинный и мощный звук. Тембр - величественный, церковный, слышный на фоне самого огромного оркестра. Применяйте колокола в кульминациях и (на пианиссимо) - в таинственные, загадочные или страшные моменты музыки. В звуке колоколов так много обертонов, что иногда невозможно определить, какая это нота, звучит целая куча нот разом. Это здорово обогащает картину Вашего оркестра. Если колокол играет одновременно с каким-нибудь барабаном, и играет тихо, возникает эффект, будто Ваш барабан облагородился и возвысился, приобрел вес и уважение, хотя самого-то колокола может быть и не слышно. Да, еще: колоколам, особенно в низком регистре, нельзя поручать подвижных партий, слишком длинный у них звук. Только одиночные удары или глиссандо. Избегайте загрязнения Вашего оркестра ненужными звуками, партитура должна быть прозрачна и слышима с любого бока.

Следующая группа инструментов - органы и их родня. Тут все можно ссобразить по их именам.

Первый - примерно та самая "ионика", которая была в свое время одним из первых электронных инструментов на сцене.

Второй орган - с перкуссией - тоже имитирует один из режимов той же ионики, при котором нажатие клавиши сопровождается коротким всплеском громкости, как бы акцентом, ударом. Это и называется перкуссией.

Третий орган - это второй, но с добавлением фазового вращения и вибрато, ничего особенного.

Следующий - церковный. Ну, тут история намного длиннее. Дело в том, что разновидностей органов существует столько же, сколько существует церквей с органом (улыбка). Каждый из них уникален. Ну, принцип действия, думаю, все знают: стальная труба с хитрым вырезом на одном конце, вроде, как у свистка. И компрессор (или бригада рабов (опять улыбка)). У маленьких органов воздух нагнетается прямо ногами самого органиста. Воздушный столб в трубе резонирует, и его частота колебаний зависит от объема трубы, т.е. и от длины, и от толщины. Даже у самых простейших органов этих труб не меньше сотни, а уж большие инструменты, строившиеся в честь августейших особ или на их деньги - так те имеют десятки тысяч отдельных труб размером от карандаша до бревна. А консоль такого органа имеет три-четыре полноценных клавиатуры плюс педальные клавиши, управляющие мощными вентилями огромных басовых труб. И еще несколько десятков ручек и рычажков. Представляете, какое чудовище? Для одной только ежедневной настройки его содержится несколько весьма опытных людей. Но уж зато этот орган ежедневно дает грандиозные концерты, и по мере нужды сопровождает мессу для нескольких тысяч прихожан. Самый величественный, сложный, всесильный музыкальный инструмент всех времен!

Органная труба дает в общем-то довольно бедный звук с тремя-четырьмя обертонами. Для его обогащения обычно пневматика органа позволяет подключать к одной клавише сразу несколько труб, настроенных в разных октавах. Да еще комбинировать эту смесь в разых пропорциях. Так вот, тембр, представленный в моем списке под номером 20, имитирует только один из множества вариантов звука, в котором участвует три трубы, разнесенные на четыре октавы. Звук получается довольно скромный, как у большинства мелких органчиков в деревенских церквях. Поэтому, если Вы хотите воссоздать действительно мощный инструмент, подавляющий своей огромностью (каким он представляется с подачи Иоганна Себастьяновича), то Вам придется во-первых, писать очень большие аккорды - нот по восемь-десять - при нужде можно "раскидать" материал пошире в разные октавы; во-вторых, нужна совершенно фантастическая реверберация, какой нет ни в каких саунд-картах. Все, что Вы можете сделать, это написать вдвое более длинные ноты, и в тот момент, когда каждая из них должна оборваться, резко снижать громкость вдвое и нарисовать дальше плавное затухание секунды на две, не меньше.


Затем, может быть полезно "подпереть" все это в басу тембром наподобие тубы, так как собственные органные басы у секвенсора оскорбительно немощные. Вот. Сравните два примера: в первом (послушать) набраны ноты из фантазии соль-минор, как положено, а во втором (послушать) - приняты вышеописанные меры по расширению и усилению тембра. Это, на мой взгляд, хоть как-то имитирует не только мощь самого органа, но и огромность зала, звук "мечется" между сводами. Можете представить себе, каких ресурсов это требует от Вашего секвенсора! Шестнадцати голосов определенно не хватает. Поэтому единственный способ полноценно изобразить большой орган - это уйти за пределы General MIDI и создать свой банк, специально для органа. Сэмплы можно списать с практически любого аудио-диска, а можно довольно правдоподобно синтезировать программно. В лучшем случае Вы сможете тогда обойтись при написании музыки шестью-восемью MIDI-голосами... трудно, м-да.

Ну-с, дальше. Дальше имеем аккордеон с вариациями. Тоже родственник органа: источником энергии служит сжатый воздух, только вместо труб - стальные язычки в узких щелевидных отверстиях. Примерно так же устроен "мамакающий" узел у детской куклы. Воздух протискивается в узкую щель, заставляя язычок выгибаться туда-сюда - вот Вам и звук. Немного дребезжит, немного несолидно, зато можно с собой носить. Придумали это практичные немцы, хотя, например, баян считается русским народным инструментом - понятия не имею, почему, и кто все-таки был первым. Тут вроде никаких тайн нет. Правой рукой поливается мелодия. Техника у баяна-аккордеона отменная, накручивайте, что угодно, смело. Левой рукой обычно играют фактуру "бас-аккорд" в разных видах, но при желании можно исполнить не слишком подвижные мелодические линии в басовом регистре. На современных баянах исхитряются вполне доброкачественно исполнять сложные полифонические вещи, в том числе и органного репертуара - вот Вам и народный инструмент! Вообще же аккордеон лучше всего чувствует себя именно в народной музыке.

Аккордеону доступен весь спектр Velocity, он имеет перед роялем то преимущество, что способен как угодно изменять громкость прямо в течение одной ноты (а у рояля звук всегда только затухает - и ничего с этим не поделаешь!). Значит, на нем можно играть проникновенные протяженные мелодии с сильным чувством. Аккордеон не имеет вибрато, зато может сильно тремолировать. Музыкант быстро-быстро "трясет" меха, отчего длинная нота или аккорд распадается на мелкий "пунктир", россыпь крошечных одинаковых ноток или аккордиков. Это хорошо применять в напряженные, "затаенные" моменты музыки.

Еще одна гармонь числится под номером 23 и может изображать собой либо дешевую солдатскую гармошку, либо - гораздо лучше - губную гармонику. Я очень нежно отношусь к этому тембру, он сделан чрезвычайно выразительно, с любовью. Такой получается милый, послушный и гибкий инструмент, что будь моя воля - я бы подарил ему все мелодии на свете!

Штриховые возможности гармоники поистине невероятны для такого маленького инструмента. Внутри у него такие же стальные язычки, как и у баяна. Расположены они попарно, но в разные стороны, так что можно при выдохе и вдохе извлечь разные ноты. Например, вот как может прозвучать, когда музыкант попросту дышит сквозь гармонику (послушать). Прям добавляй балалайку - и готовы среднерусские частушки в чистом, необлагороженном виде. Так что фольклорная среда - родная стихия для этого тембра.

Ничуть не хуже гармоника вписывается и в музыку романтического содержания, привнося туда интимность, прохладу. Она будто специально создана для солирования над любым фоном. Воздуха она потребляет - всего ничего, поэтому может долго, по полминуты, вести тему, ни разу не взяв дыхания. Умеет она, как и баян, точно управлять громкостью в течение звука. Доступны ей всяческие вибрато. При известном мастерстве музыкант может подавать воздух непостоянной, колеблющейся струей, что дает громкостное вибрато. Или может покачивать инструмент, не отрывая от него губ - получается вибрато частотное. Можно даже работать языком, как бы произнося букву "р", пока звучит нота - вот вам трепетное мелкое тремоло на одной ноте. Его пример ясно слышен в первой же ноте этой иллюстрации (послушать). Здесь же обратите внимание на повторение тех приемов, о которых я рассказывал Вам в начале "уроков" в связи с гобоем. Обязательные паузы для дыхания после каждой фразы, умеренная доля фальши, вибрато никогда не появляется в начале длинной ноты, и, наконец, в мелких украшениях типа ("до-ре-до") первая нотка берется активнее прочих. Чувствуете, сколько искренности и трепета можно вложить в партию гармоники? абз. Столь же естественно и непринужденно ведет себя гармоника и в активной, быстрой музыке, и для этого случая у нее припасены новые штриховые приемы. Например, можно не просто дуть, а выстреливать воздух короткими порциями, как бы произнося букву "т" - получится ярчайшее стаккато, почти манера ударных инструментов. Можно сильно наклонить инструмент вниз, так что его отверстия почти перекрываются Вашими губами, и при этом подавать воздух под бешеным давлением. Тогда воздух будет прорываться в инструмент очень тонкими, как иголочки, но сильными струйками. От этого язычки гармоники сильно прогибаются, звук становится задавленным, глухим и заметно фальшивит книзу. Звучит это примерно так же, как приблатненный жаргон малолетних хулиганов. Эдакая ковбойская манерность со сплевыванием между зубов... (послушать) Затем можно дуть нормально, но при этом постукивать по гармошке ладонью сбоку. Гармошка будет подпрыгивать и ездить, что позволяет изобразить тремоло между разными нотами. Можно еще "передувать", то есть давать больше воздуха, чем инструмент способен пропустить - и он будет как бы задыхаться, душиться и захлебываться. Тоже, кстати, безбожно фальшивя. Можно даже и не дуть совсем, а коротко всасывать воздух, как бы целоваться - соответствующий же будет и звук, только он будет все же музыкальным!

P.S. Совпадение: прообраз моего псевдонима всю жизнь не расставался со своей губной гармошкой!