7нот
ГЛАВНАЯ Теория Гитара Фортепиано Ударные Архив Виолончель Контрабас
Аранжировка Гармония Импровизация Аккордеон Ноты Кларнет
АРАНЖИРОВКА
Лекции
Что такое аранжировка
Инструментовка
Фактура
Мелодия
О гармонии
Стиль
Клавишные
Хроматические ударные, органы
Гитары
Басы
Струнные
Струнные (продолжение)
Групповые
Медные духовые
Деревянные духовые
Электронные
Общий обзор
"Раздувание"
"Винегрет"
Полезные "мелочи"
Звукоподражание
Практика
Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Часть 5
Часть 6
Приложения
Список инструментов midi
Список ударных midi


Сегодня воспользовалась услугой муж на час и осталась довольна!


Стиль

Дмитрий Низяев

Сразу ремарка - те из Вас, кто заглянул сюда только за информацией и не хочет влияния на свои понятия о назначении музыки - можете смело пропустить пару абзацев...

Изменение жанра или стиля чьей-то музыки - самый эффектный способ обработки, хотя и налагает на Вас большую ответственность. Правда, если Вы имеете дело с музыкой развлекательной, то никакой автор Вам не запретит делать с ней, что душе угодно. Такая музыка никак не затрагивает каких-то сокровенных глубин души, она задумана как музыка "просто так". Ну, и ценность ее измеряется днями или неделями. Ничего, кроме "просто так" из нее и не выудишь, как ни старайся. И Вы можете не ожидать, что Ваша обработка такого материала проживет дольше.

А вот если Вы взялись переосмысливать что-то, содержащее ИДЕЮ, что-то, кем-то выстраданное и выношенное, то заклинаю Вас: НЕ ПРЕВРАЩАЙТЕ это в балаган. Если автор, справедливо считающий, что не зря родился на свет, раз написал данную вещь, еще ходит по земле, он будет предельно оскорблен таким легкомысленным отношением к его откровениям. Он будет иметь полное право придушить такого аранжировщика. Представьте себя на его месте - это чувство легко понять. А если этот автор уже почил - тем более непорядочно опошлять его "крики души" развлекательными приемчиками, пользуясь тем, что он не может защититься... Ну, представьте, что Вы увидели что-то Вас поразившее, пример самопожертвования там, или пример беззаветной любви, или что угодно, сильно ударившее по Вашим самым искренним чувствам. Представьте, что Вы после этого не могли уснуть и разразились от избытка переживаний стихами, рисунком, мелодией. Это бывает с каждым, Вы знаете. И эти стихи Вы записали в секретную тетрадку и прячете от всех, это касается только Вас, это слишком личное. Однажды, скажем, под выпивкой, Вы даете свое откровение другу, хотите, чтобы и он почувствовал Ваше потрясение, хотите создать себе единомышленника. А он на другой день рассказывает эти стихи чужим людям, да еще приукрашивает их шуточками и смешками. Он просто хотел развеселить собеседников, он просто выбрал для этого слишком дорогую для Вас лично тему. И вы на всю жизнь не только возненавидите его, но и потеряете доверие к человечеству в целом.

Серьезная музыка тем и отличается от развлекательной, что содержит чью-то боль или чью-то любовь - а с этим нельзя шутить! Поэтому НИКОГДА не превращайте искренность в отдых. Наоборот - пожалуйста, если сможете...

Прошу прощения за отвлечение от темы. Просто нынешнее состояние музыки, бездумность, бессодержательность - моя больная рана, и я не прощу себе, если подобные "обработки" родятся при моем участии. И если кто-то не согласен с этими мыслями, если кто-то считает, что музыка вообще предназначена только для развлечения, то пусть он на меня фыркнет и не станет читать моих "уроков". Не задерживаю таких людей, нам не по пути, к сожалению, был бы рад их никогда не встречать. Простите еще раз.

Стилей любой культурный человек может назвать десятки. И каждый из стилей имеет свой эмоциональный "запах". Если Вы - как аранжировщик - знаете признаки разных стилей, то можете придать музыке любой из этих "запахов" просто внесением в музыку нужных стилевых элементов. Поясним: средневековая манера гармонизации неизбежно придаст ЛЮБОЙ мелодии сухость, строгость, отрешенность; если Вы "впишете" мелодию в рамки трехдольного размера при достаточно живом темпе - любая мелодия превратится в сверкающий вальс. А в более умеренном темпе - вальс томный и знойный. Есть определенные ритмические формулы для аккомпанемента, однозначно создающие эротику латинской америки или испании. Есть один-единственный простой прием, "переводящий" любую мелодию на язык Индии, язык заклинателей змей. Танго, негритянская свинговая песенка, заунывные медитации чукчей, китайская "игрушечность", Шопеновская выразительность - все это можно сымитировать одной и той же мелодией. И автоматически получить тем самым нужную картину, эмоцию, настроение.

Правда, требует это изрядной тренировки, каковую я весьма рекомендую. Просто берете тему, чем проще, тем лучше, и пишете вариации, стараясь изменять эту тему либо по минимуму (только один прием, дающий намек), либо до предела узнаваемости (оставляя от темы один мотив из двух нот, или один ритмический оборот, словом, как мы уже обсуждали в теме "мелодия").

Попытаюсь показать, как сумею. Припомним любимую мелодию (пример).

Уже ничего не изменяя в этом фрагменте, можно прикинуть, какой стиль ближе всего напоминает эту песенку. Не знаю, как Ваши ощущения, но мне это напомнило жанр городского романса 19 века. В каждом богатом доме обязательно был рояль, и напомаженная великовозрастная Лизавета или Фифи ублажала гостей визгливыми слезливыми романсами, помните? Тут даже и сочинять ничего не нужно, все уже готово, и не воспринимается нами в виде романса только потому, что слишком уж известна эта мелодия. Значит, нам остается только напомнить, намекнуть, и сходство станет очевидным. Берем любой подходящий по настроению романс из самых знаменитых (мне пришел на ум общеизвестный "Красный сарафан"), режем обе мелодии на половинки или четвертушки, и чередуем их в "одной упаковке": (пример) Пример из литературы:

днажды, в студеную зимнюю пору сижу за решеткой, в темнице сырой.
Гляжу - поднимается медленно в гору вскормленный в неволе орел молодой"
.

Такой прием можно было бы назвать цитатой, если бы посторонние вставки были относительно редки в мелодии. А так - шутка, анекдот, шарж. Правда, стихотворный пример показывает автора (уж не знаю, кто им был) не с лучшей стороны, поскольку стихи эти в общем-то такого не заслуживают. Но уж очень удачно придумано. Кстати, с современной эстрадой подобные штуки проходят легко - песни все пишутся по одному шаблону, все поголовно, тут Вы можете творить самые неожиданные фокусы. Поанализируйте те же аккорды в любом сборнике - прямо одна и та же песня... И темп (120), и тональность (ля-минор), и гармония (кварто-квинтовая секвенция), и форма (квадратная куплетная) - все Вам на руку...

Ну-с, продолжим. Восточный зной достигается элементарно - мелодия переписывается в дважды-гармоническом ладу - и все!. Для тех, кто не в курсе: натуральный мажор превращается в дважды-гармонический понижением шестой и второй ступеней, а минор - повышением седьмой и четвертой. В звукоряде появляются сразу две увеличенные секунды (в ля-миноре, к примеру, "до - ре-диез" и "фа - соль-диез", а в до-мажоре "ре-бемоль - ми" и "ля-бемоль - си"). Теперь как только в Вашей мелодии попадается такая измененная ступень, такая увеличенная секунда - моментально звучит такой ядреный Восток, что все подскакивают от неожиданности. Помните "Мишку с куклой"? Вот и послушайте, во что она превратится: (пример).

Испания - вспомните самый яркий ритм, только и всего. Как известно, Испания славится именно зажигательными танцами: хабанерой, тарантеллой, акценты, темперамент. Сопроводите мелодию одним из ритмов, слышанных Вами где угодно. Те же ноты, та же "Елочка", все по-старому, только ритм исполнения этих нот сделает все за Вас: (пример)/ Кстати, и здесь увеличенные секунды вполне уместны, только Испания все равно свое возьмет за счет активного ритма.

Ну, еще легче сымитировать такие фундаментальные жанры, как марш или вальс. В первом случае нужно "бить" только по сильным долям такта, смело применять малый барабан, как ударами, так и дробью, мелодию оформить пунктирным ритмом, а все остальные ритмические фигуры поручать трубе. Причем, для трубы сделайте сильную реверберацию и ослабьте ее громкость, чтобы она звучала издалека. Тогда ее сигналы будут выглядеть, как зов куда-то вдаль, в поход. А остальная фактура - как можно скупее, типа волевая выпяченная челюсть (пример)

Во втором случае, разумеется, нужен трехдольный размер, легкий малый барабан не второй и третьей долях, совершенно необходимы скрипки - если не в мелодии, то хотя бы где-то в оркестре. Поскольку вальс - очень праздничный и блестящий танец, очень к месту применение металлических тембров вроде треугольника, негромких тарелок, вибрафона. А поскольку танец этот - кружащийся, то это вращение можно изобразить с помощью фигураций каким-нибудь инструментом с выраженным началом звука (я выбрал арфу). А уж как "вогнать" мелодию в новый размер - этому, думаю, никого учить не надо! (пример). Столь же без труда делаем мазурку: те же три четверти в сочетании с маршевым пунктирным ритмом и обязательным "приседанием" на третьей доле такта (пример).

Китай - в зависимости от нужного настроения можно сделать тоскливое пение двух-трех инструментов в полифонии (то есть две-три разные, но равноправные мелодии, лишенные иного аккомпанемента, кроме друг друга), либо, для более приподнятой фтмосферы - те же два-три инструмента должны играть простую фигурацию лишенную всех до единого хроматизмов (малых секунд). Тембры нужно выбирать среди легкомысленных - колокольчики, музыкальные шкатулки, ксилофоны и т.п. Но главное - это особый лад, особый звукоряд, особая диатоника. Китай - вообще очень странная культура. В их музыке октава помещает вдвое больше нот, чем в Европе, что для нас звучит ужасной фальшью. В то же время истинно китайским является хитрый лад, так называемая "пентатоника" (пента - "пять") - лад, лишенный малых секунд начисто. Сделано это просто - берется привычный натуральный лад и попросту выбрасываются из него ноты, которые создают малые секунды. В мажоре выкидываете четвертую и седьмую ступени, а в миноре - вторую и шестую. Остается только пять ступеней, откуда и название. Теперь, что бы Вы ни сочинили в таком усеченном звукоряде - Китай будет просвечивать явственно. Поиграйте на клавиатуре только по черным клавишам любую чепуху, услышите сами. Черные клавиши расположены именно по пентатонике (пример).

Вот, фундаментальные три кита (песня, танец и марш, по Кабалевскому) охвачены. Имитировать старину - заманчивая и очень "кассовая" работа. Жалкие попытки этого Вы можете часто услышать в рекламных роликах: средневековое церковное пение, Вивальди, клавесинные имитации средневековья, Бах... только жалкие попытки, скорее оскорбительные, чем красивые. Как видите, даже это убожество - кассово, продаваемо, уважаемо. Но, боюсь, в рамках наших уроков такую ширь не охватить. Даст Бог, если мы отважимся изучать здесь полифонию - тоже, как и гармония, очень красивый и мудрый предмет, кстати - тогда нашим учителем будет сам Иоганн Себастьянович. И уж тогда никто - даже Ваш покорный слуга - не сможет Вас упрекнуть в легкомысленности. Но это - отдельная история. Если я получу от Вас хоть несколько писем с любопытством по этому поводу, возьмемся и за полифонию. В конце концов, почему бы и нам не обжигать горшки, как Вы думаете?

А пока посмотрим другие стили. Ну, джаз - целая феерия положительных эмоций, в нем одном заключено больше десятка непохожих стилей. Джаз в своей основе содержит импровизационность, свободное музицирование, и законы этой свободы, я уверен, Вы узнаете из уроков по импровизации на нашем сайте. А здесь достаточно упомянуть несколько неотъемлемых стилевых признаков, шаблонов, способных окрасить Вашу работу в краски нужного стиля.

Где-то в начале этих уроков есть миди-иллюстрация рэгтайма, помните? Послушайте ее еще разок на предмет особенностей, а я их назову словами: отностително быстрый темп, обязательно обилие "рваных" ритмических оборотов ("рэг-тайм" так и можно перевести - "рваный ритм"). То есть, синкопы, полиритмия (это движение триолями на фоне дуолей или другое совмещение разнородных ритмов), даже "аритмия" (так можно обозвать все ту же импровизационность, когда, мелодия "бредет" сама по себе, не заботясь о совпадении ритма с аккомпанементом, расходится с ним во времени, как ей вздумается).

Другой "околоджазовый" стиль - буги-вуги - можно выразить простой формулой типа: (пример) и темой, которая идет на фоне этого сопровождения, и излагается при этом аккордами (пример) Тоже, кстати, "елочка", кто не узнал... Или рок-н-ролл: однозначно идентифицируется характерным движением баса по тоническому трезвучию с включением VI или VII пониженной ступени (примеры [ A ] [ B ]), или более развито (пример). Главное - как бы мелодия у баса, почти что главная роль у него. Все остальное - добавляйте по вкусу, независимо от этого рок-н-ролл сохранится. Другой джазовый стиль - "би-боп" - тоже отдает главную роль партии баса, на этот раз он работает ровными нотами, так называемый "шагающий" бас. Он ходит по диатонической гамме, иногда срываясь на хроматическое (полутонами) движение и "сбиваясь" на краткие моменты с ритма (пример).

Блюз по сути очень похож на буги-вуги, только он имеет как правило вдвое более медленный темп, отчего приобретает характер яростной любовной страсти по-американски. Сами попробуйте снизить темп примера о буги-вуги, и услышите. Впрочем, так звучит уже "европеизированный" и "американизированный" блюз, прошедший своеобразную коммерческую эволюцию. Собственно же блюз, как источник жанра, происходящий из фольклора нищих завоеванных негров, скорее напоминает расслабленную, полную усталости и грусти протяжную песню, которую старый негр пел вечером, сидя на пороге своей лачуги и нехотя пощипывая струны "ихней" балалайки - банджо...

Еще пара советов "быстрого приготовления", относительно свойств джаза вообще. Джаз практически всегда оперирует своим "фирменным" звукорядом, который представляет собой, в общем-то мажор, но в нем то и дело попадаются понижения ступеней: третьей, седьмой (что почти превращает его в минор) и, обратите внимание, - пятой. То есть альтерируется одна из УСТОЙЧИВЫХ нот лада, и это создает весьма пикантную ауру. И второе: практически никогда в джазе не встречается движение ровными восьмыми. Условно говоря, метрическая сетка в такте делится в джазе не на ровные восьмые, а искривленные довольно хитрым образом. Ближе всего к нашему европейскому слуху ритм триольный. То есть, каждая четверть делится на три ровных восьмых, и при исполнении мелодии используется первая и третья из них (вторая как бы и не существует). Получается что-то вроде триолей с пропущенной второй нотой, понимаете? Это не совсем точное исполнение исконного негритянского "свинга", на самом-то деле их ритм несколько смягчен, но для нас с Вами это очень трудно услышать, тем более записать нотами. Лишь несколько европейцев - самых знаменитых - умели почувствовать свинг инстинктивно. Остальным же остается довольствоваться псевдосвингом в виде триолей... Кроме того, в джазе принято тем не менее записывать в нотах ровные восьмые - просто чтобы не загромождать ноты - а уж играть их следует по умолчанию "криво", такая уж традиция!

Остается целая куча стилей и направлений из набора короткоживущих - опять же, развлекательных жанров. Я наверно и не буду их анализировать, во-первых, потому что очень уж эпизодична была их роль, они все рано забудутся, а во-вторых, потому что сам не слишком-то в них ориентируюсь - никогда не испытывал интереса к дурукавалянию, уж не обессудьте старика. На мой взгляд все эти под-жанры и суб-направления на одно лицо...

А вот, лучше расскажу немножко о фокусах, которые не отнесешь к стилистической аранжировке, но тем не менее могут сослужить вам хорошую службу. Взгляните на ноты

(послушать). Я умышленно не обозначил ни тональности, ни размера. Что можно сказать об этих двух параметрах на первый взгляд? Только одно - это соль-мажор в размере 6/8 (пример), согласны? Так вот, задачей аранжировщика часто становится - удивить слушателя, преподнести сюрприз. Так, не будет ли довольно неожиданно, если после такого вступления (см.ноты) слушатель без предупреждения окажется в другой тональности? А если при этом обнаружится и совсем другой размер (пример)? Имеется в виду, что Вас в принципе никто не ограничивает правилами. Даже такие, казалось бы, нерушимые вещи, как тональность, вполне могут комбинироваться, участвовать в переделках на ходу. Почему бы напоследок не втереть нашу несчастную "Елочку" и сюда? (пример).