7нот
ГЛАВНАЯ Теория Гитара Фортепиано Ударные Архив Виолончель Контрабас
Аранжировка Гармония Импровизация Аккордеон Ноты Кларнет
АРАНЖИРОВКА
Лекции
Что такое аранжировка
Инструментовка
Фактура
Мелодия
О гармонии
Стиль
Клавишные
Хроматические ударные, органы
Гитары
Басы
Струнные
Струнные (продолжение)
Групповые
Медные духовые
Деревянные духовые
Электронные
Общий обзор
"Раздувание"
"Винегрет"
Полезные "мелочи"
Звукоподражание
Практика
Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Часть 5
Часть 6
Приложения
Список инструментов midi
Список ударных midi




Струнные

Дмитрий Низяев

Сорок первое место в списке General MIDI отдано признанной "царице музыки" - скрипке. Моя звуковая карта, к величайшему моему несчастью, не в состоянии даже приблизительно сымитировать этот тембр, у нее получается какое-то издевательство, приправленное фанерным скрипом в начале звука. Поэтому в сегодняшнем уроке позвольте мне не злоупотреблять звучащими иллюстрациями, хорошо? Впрочем, я думаю, что если синтез звука реализовать по принципу циклического воспроизведения образца из волновой таблицы, как это распространено в MIDI, то правильно изобразить скрипку невозможно принципиально. Это возможно лишь методом физического моделирования и должно загружать процессор не хуже 3D-графики. Попытаюсь объяснить, почему мне так кажется.

Звук на скрипке извлекается хитрым способом, не имеющем аналогов ни в каком другом классе струнных инструментов. Как Вы знаете, по струне ведется смычок. Последний представляет собой пучок натянутого конского волоса - то есть, волоса грубого, шершавого и жесткого. Кроме того, перед исполнением этот пучок натирается сосновой смолой - канифолью. Волос при этом действует не хуже напильника, превращая канифоль в белый липкий порошок. Если теперь смычок положить на упругую струну, он немедленно к ней прилипнет. А когда Вы потянете его вперед, струна станет натягиваться, пытаясь следовать за ним. В какой-то момент ее упругость пересиливает клейкость канифоли, струна "срывается" с этой точки смычка и совершает практически свободное движение в обратную сторону. Пока струна проскальзывает, канифоль ей почти не препятствует, скользит. Но как только струна попытается двинуться снова попутно со смычком, она снова прилипает к нему. В итоге получается равномерное движение в одну сторону и синусоидальное - в другую

Ни один другой инструмент такого звука не имеет. И это бы еще полбеды! Как и положено, скрипичная струна излучает не только основной свой тон, но и целый набор обертонов, то есть, призвуков, раскиданных по логарифмической шкале вверх от главного звука. А поскольку смычок не только тянет струну, но и немного ее перекручивает, то она колеблется сразу в нескольких плоскостях. Добавьте сюда еще и то, что колеблется она не свободно, как у гитары, ее колебания постоянно искажаются трением о канифоль, да еще отнюдь не в середине ее длины. В результате все эти обертоны совершают фазовое вращение, причем, все с разными скоростями и в разных направлениях. Еще одна тонкость: если у гитары струна всегда ограничена на концах жесткими металлическими порожками, то скрипичная струна опирается на хлипкую деревянную подставочку, которая свободно колеблется во все стороны (хоть это и не видно глазом) и передает колебания другим струнам, заставляя их привносить в картину свои призвуки. А другой конец струны ограничен мягкой подушечкой пальца, которая приглушает самые резкие и высокие обертоны и придает звуку теплоту и человечность. Картина от звучания всего лишь одной струны получается не менее запутанной, чем от бормотания целой толпы людей! На слух это воспринимается, как плавное бесконечное изменение тембра, звук как бы переливается и ластится к Вам с разных сторон.

Так вот, такую волну ни при каких стараниях не удается зациклить - невозможно отыскать в ней двух сходных по спектру и фазе участков. Ваш покорный слуга неоднократно пытался сделать это и потратил уйму времени, сил и ухищрений. И возможно это оказывается только двумя путями: отказаться от фазовращения обертонов, либо сильно уменьшить их количество. И то, и другое насмерть убивает сходство со скрипкой. Вот поэтому я считаю, что никакая волновая таблица не поможет звучанию скрипки в MIDI. Но и не только поэтому.

Смычок можно держать "стоймя", чтобы пучок волоса (плоский в разрезе) прилегал к струне всей шириной, а можно наклонить, цепляя струну одним волоском. Смычок можно сильно прижимать (что дает яркий, насыщенный, уверенный звук), а можно вести почти по воздуху (и тогда звук тоже будет легким, порхающим, кружевным). Конечно, на языке физики все это не более, чем изменения частотного спектра, но бьюсь об заклад, ни один MIDI-стандарт не даст Вам такого количества и такой тонкости настроек. Для этого пришлось бы создавать целый компьютер только для синтеза скрипичного тембра - и довольно мощный! Никто и не станет пытаться этого делать - зачем, ведь этот тембр легко воспроизводится самой скрипкой вот уже четрвертое столетие!

Вот, воздав дань гениальности и уникальности этого звучащего изобретения, перейдем к его музыкальным возможностям.

В первую очередь, скрипка обладает абсолютно безграничной интонационной свободой. Как-то я видел телеконцерт, в котором какой-то лохматый остроумный парень до колик в животе рассмешил публику, сымитировав на скрипке голос вокзального диспетчера. Звучало примерно так (пример), особенно меня добило это занудное слово "павтаряя-яю!". Скрипка вообще во все времена признавалась самым чутким и гибким инструментом, ближе всего стоящим к человеческому голосу. Самые свои проникновенные, прочувствованные мелодии, главные мелодии своей жизни, авторы отдавали скрипке. Наверно, происходит это оттого, что все движения кисти, от которых зависит высота звука, очень естественно и автоматически связаны нервной системой с движениями самой души, с эмоциями. А из-за отсутствия на грифе порожков струны подчиняются малейшим движениям пальца, малейшей его дрожи. Вибрато создается необычайно естественным движением - ласковым, трепетным покачиванием кисти - от еле ощутимого и осторожного, до яростного и страстного. Палец на струне при этом не сдвигается, а перекатывается на мягкой подушечке, и эта мягкость, по моему убеждению, недостижима ни на каком другом инструменте. Ну, почти ни на каком.

Столь же легко эмоции проникают и в правую руку. Испытываете Вы нежное чувство - прикоснитесь смычком осторожно, гладя струну, как бы ощущая микроскопические волоски на коже - Вы немедленно получите звук, полный любви. К черту обертоны, именно любви! Испытываете Вы ярость - врежьте смычком со всего размаха, и Вы получите такой крик, такую боль, что окружающие будут в неподдельном испуге и даже ужасе. Вы можете усиливать нажим во время звучания - и скрипка начнет настаивать и возбуждаться. Можете облегчать смычок - она станет умирать или засыпать на ходу.

Понятие "атака звука" - насколько я знаю, совершенно неведомое MIDI-стандарту явление. Сравните, как Вы управляете голосом в начале слова "Встать!" и в начале слова "милая". Вот, что такое "атака": отношение к самому началу звука. В первом случае Вы сначала напрягаете свои связки, натягиваете их, а затем даете на них сильную направленную струю воздуха. Под хорошим давлением. А во втором случае, наоборот, сначала начинается выдох (медленный и беззвучный), а уже в течение его мягко смыкаются связки, и голос начинает звучать без явного стартового момента. "С придыханием". Как Татьяна Доронина выдыхала слова "Надо любить... театр..." Скрипка отлично это умеет. В первом случае Вы кладете смычок, прижимаете его и уверенно начинаете тянуть, не ослабляя давления. Вот именно тогда звук начинается с краткого и резкого скрипа. А во втором случае, при мягкой атаке, Вы начинаете двигать смычок еще в воздухе, и уже в движении плавно опускаете его на струну, не надавливая. Тогда вместо скрипа в начале звука будет некий шепот, шорох. Придыхание. Где в MIDI такая настройка?

Ну, технические возможности скрипки тоже отменные - практически любой темп ей под силу. Легато (связное соединение соседних звуков) - лучше и не бывает в принципе, звук может совсем не прерываться, смычок ровно движется, и палец левой руки ставится на гриф прямо на ходу. В MIDI все, что Вы можете в этом смысле - резко изменить значение Weel, на фоне одной длинной ноты, вот и все. Стаккато (отрывистый штрих) - тоже просто. Смычок сбрасывается с высоты и тут же отпрыгивает вверх за счет своей упругости. У скрипки есть специфический прием, называется "спиккато", когда смычок с большой скоростью прыгает по струне туда-сюда, каждый раз отрываясь от нее. Это похоже на стаккато, но позволяет играть отчетливо и ритмично в совершенно бешеном темпе. Дальше, скрипка умеет воспроизвести флажолетты (помните урок о гитаре?). Только скрипичный флажолетт еще призрачнее и невесомее, наверно потому, что в его создании совсем не участвуют металлические детали, но он может так же долго тянуться смычком и даже вибрировать.

Пара слов об ограничениях. Скрипка задумана как инструмент одноголосный, просто как замена или имитация человеческого пения. Поэтому на ней почти нельзя играть многоголосные записи. Дело в том, что струны у нее опираются на подставку, выточенную, в отличие от гитары, дугообразно. Это позволяет касаться смычком любой нужной струны, не задевая соседних. Но в принципе Вы можете выбрать такой угол положения смычка, чтобы он касался сразу двух соседних струн - но не более! Тогда возможно звучание двухголосия. Этим пользуются для проведения мелодии параллельными терциями или октавами, например. Правда, прием игры "двойными нотами" весьма трудоемок, резко ограничен в темпе и труден для чистого, без фальши, интонирования, поэтому применяют его редко. Кроме того, пишут для скрипки и четырехголосные аккорды. Но исполняется это весьма условно: сильно и активно "возбуждают" две нижние струны, затем резко перекидывают смычок на две верхние, чтобы они зазвучали до того, как затухнет инерция нижней пары. То есть, Вам следует писать такие аккорды не так (пример), а так (пример). И еще одно ограничение: скрипка не в состоянии ни при каких обстоятельствах взять звук ниже "соль" малой октавы - так настроена ее нижняя струна, и ничего тут не поделаешь!

Следующие номера в списке инструменов занимает "родня" скрипки по струнной группе: альт, виолончель и контрабас. Полный квартет получается, как квартеты человеческих голосов, духовых инструментов или народных. Аналоги сопрано, альта, тенора и баса. Альт выглядит совсем, как скрипка, разве что немного крупнее и массивнее. Но звучание его отличается разительно: оно гораздо глуше, как бы "внутрь себя", слабее резонирует, даже гнусавит. По-старинному альт называется "виолой" и он старше скрипки, древнее. Можно сказать, что скрипка - усовершенствованный потомок виолы. Сегодня, если речь идет о полном квартете или оркестре, альтам обычно отводится роль вспомогательная, для гармонического заполнения среднего регистра и насыщения его теплотой и объемом. Из-за большей длины грифа альт заметно менее подвижен. Просто трудно так широко "шагать" пальцами. Настраивается альт квинтой ниже скрипки, то есть, его принципиальная нижняя граница - "до" малой октавы. Виолончель - тоже своего рода "царица". Инструмент божественно выразительный, хватающий за самую душу, проникновенный. Из-за ее внушительных размеров на ней немного иначе исполняется вибрато: раскачивается уже вся рука, от локтя. Но вибрато получается интенсивное, насыщенное, звук просто через край полон обертонов. Поэтому виолончельной группе поручают наиболее теплые любовные темы - послушайте любое оркестровое сочинение, например, Чайковского. Ну, хоть середину "Вальса цветов" из "Щелкунчика". Ну, и контрабас - это просто такая большая и толстая скрипка (шучу, конечно), что звучит не просто в басовом ключе, а и на октаву ниже, чем написано! Смычок у него тоже толстый, короткий и мощный, и держать его хорошо не конциками пальцев, а в КУЛАКЕ. И давить можно всем телом. А играть можно только стоя - он ведь выше Вас ростом. А если уж хочется сидеть, то надо принести из бара высокий стул с подставкой для ног. Чаще всего контрабас сопровождает оркестр коротким нотами, даже иногда по-джазовому, по-гитарному контрабасист щиплет струны пальцами. Но когда контрабас играет смычком, то создает всему огромному оркестру отличную мягкую подстилку, опору на пол, придает солидность и внушительность любому составу инструментов. Пол в концертном зале ощутимо вибрирует от присутствия контрабаса - вот какая мощь! Без него оркестр столь же невозможен, как жизнь "Европы-плюс" без ударных инструментов хотя бы в течение десяти секунд!

Послушайте на прощание вальсик. Обратите, кстати, внимание на виолончельную партию в минорной серединке (они, естественно, сидят справа от Вас) (пример) А еще, ради опыта, попробуйте отключить контрабас и скажите, много ли осталось от вальса?